С 1 сентября 2013 г. в России в действии новый закон "Об образовании" (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России дошкольное образование является первым уровнем образования.
Уровень образования - дошкольное
В МДОУ "Детский сад № 75" реализуется дошкольное образование, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Воспитание и образование в МДОУ "Детский сад № 75" носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.
Форма обучения – очная
Формы организации образовательного процесса
В качестве форм организации образовательного процесса применяются: игры (ролевые, дидактические, развивающие, спортивные и др.), диалоги, беседы, аудио– и видео– занятия, организация творческой работы, соревнования, конкурсы, эстафеты, образовательные ситуации.
Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей, личностно-ориентированный подход воспитателя.
Нормативный срок освоения образовательной программы МДОУ – 5 лет.
Язык воспитания, обучения и образования детей - русский
Общее количество групп - 5, для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В 2024 – 2025 учебном году 112 детей
Контингент воспитанников по состоянию на 01.09.2024 г.:
1 группа в ДОУ – общеразвивающей направленности, однородна по составу детей :
группа № 1 – ранний дошкольный возраст (1,5 – 3 года) - 20 детей
4 группы - комбинированной направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи):
группа № 2 – младший дошкольный возраст (3 – 4 года) - 20 детей
группа № 4 - средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) - 20 детей
группа № 5 – старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) - 23 ребенка
группа № 6 - подготовительный к школе дошкольный возраст (6 - 7 лет) - 29 детей
Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и СанПин, а также при наличии заключений ППк.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО - https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО с изменениями и дополнениями: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf) и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами.
Программа разработана на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Но в целях обеспечения доступности и прав российских граждан на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона «Об образовании в РФ» возможна реализация Программы на родном языке.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении. Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации:
- «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
- «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 07.05.2018 № 204 от 21.07.2020 № 474
- «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 02.07.2021 № 400
- «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», от 09.11.2022 № 809.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО).
Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО)
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Образовательная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) (п. 17.1. ФОП ДО).
Образовательные области Программы:
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру (п.17.2. ФОП ДО). При реализации задач и содержания образовательной программы обеспечивается интеграция обучения и воспитания в едином образовательном процессе.
Основные участники реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения - обучающиеся (воспитанники), педагоги, родители (законные представители).
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности образовательной программы МДОУ "Детский сад № 75":
Обеспечивает:
- создание в ДОУ единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающего ребенку и родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания
Направлена:
- на создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины
Определяет:
- единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы (инвариантная часть Программы), а также объем и содержание дошкольного образования с учетом приоритетных направлений работы ДОУ, регионального компонента, спецификой контингента воспитанников (вариативная часть Программы).
Приоритетные направления работы ДОУ
1. Коррекционно-развивающая, оздоровительная работа в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО. Инклюзивное образование.
2. Организация работы с детьми раннего возраста, реализация клиентоориентированного подхода в работе с родителями.
3. Патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание «Родина моя –Ярославия» (знакомство воспитанников с культурным наследием, историей, традициями Ярославля в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО.
4. Повышение деловой, профессиональной компетенции педагогических работников в контексте реализации ФГОС ДО, ФОП ДО и профессионального стандарта педагога.
Таким образом, содержание образовательного процесса в детском саду № 75 определяется:
Образовательной программой ДОУ, разработанной рабочей группой детского сада в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО.
Краткая презентация образовательной программы
программа "Здоровье" на 2023 - 2026 г.г.
Программа развития ДОУ до 2026 года
Приложение к программе развития от 2023 года
В ДОУ реализуются платные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: platnie_obrazovatelnie_uslugi.html
Образовательная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с:
- ФАОП ДО https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/
- адаптированной образовательной программой для детей с ТНР
Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации, является психолого- педагогический консилиум Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 75», действующий на основе положения о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) с целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Кроме того, детям, имеющим речевые нарушения, учитель-логопед ДОУ оказывает логопедическую помощь в соответствии с положением об оказании логопедической помощи детям
Особенности организации образовательного процесса:
- Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели; 12 часового рабочего дня.
- Организованная образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности, в соответствии с перспективным календарно – тематическим планом, расписанием, режимом дня дошкольников, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуется в режиме дня в двух основных моделях — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей:
- Организованная образовательная деятельность в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использование разнообразных форм и методов работы.
- Самостоятельная деятельность – происходит в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется в рамках совместной деятельности, а также в ходе режимных моментов в процессе организации различных видов детской деятельности. В соответствии с СП 2.4.3648-20:
- для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 минут и осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут), а также на игровой площадке во время прогулки.
- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
- максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют не менее 10 минут.
- образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине деятельности статического характера проводятся физкультурные мнутки.
- образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.п.
Цели и задачи воспитательно-образовательной работы с детьми на 2024-2025 учебный год:
Стратегическая цель деятельности ДОУ: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Тактическая цель деятельности ДОУ: обеспечение качества дошкольного образования в ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО, ФОП ДО с учетом изменений в законодательстве РФ в сфере образования.
Задачи:
- Совершенствовать нормативную, методическую базу, необходимую для успешной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО.
- Создать условия для исторического просвещения детей дошкольного возраста и реализации регионального компонента ОП ДОУ.
- Создать условия для педагогического просвещения родителей с учетом программы Министерства Просвещения РФ.
- Совершенствовать систему профилактической, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через реализацию 2 этапа программы «Здоровье».
- Продолжать работу по повышению профессионального мастерства педагогических кадров с целью развития индивидуальных способностей, познавательного интереса и интеллектуально - творческого потенциала каждого ребенка, в том числе с ОВЗ, а также с целью реализации Программы Просвещения родителей.
Приоритетные направления методической работы
1. Совершенствовать коррекционно-развивающую, оздоровительную работу в условиях деятельности групп комбинированной направленности, обеспечить необходимое психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ, детей «группы риска».
2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО с учетом методических рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации программ дошкольного образования.
3. Способствовать повышению деловой, профессиональной компетенции педагогов по актуальным вопросам развития системы дошкольного образования, в частности, по формированию части ОП ДО, ориентированной на региональный компонент, а также с учетом запросов ДОУ по наполнению вариативной части ОП ДО.
4. Совершенствовать систему эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Перспективный годовой план работы ДОУ на 2024 - 2025 учебный год